Информации про сигнализации для мотоциклов не так много, как про подобные устройства для автомобилей. Российские производители охранных систем для автомобилей уделяют эти специализированным устройствам мало внимания, объясняя это невысоким спросом на подобную продукцию в нашей стране. В качестве главной причины обычно называют климат. Для сравнения, в странах восточноазиатского региона число мотоциклов часто превышает численность населения (так, на Тайване мотоциклов и мотороллеров в полтора раза больше, чем жителей). И в Европе, и в Америке также существует спрос на эти охранные системы. Поэтому зарубежные компании выпускают немало моделей мотоциклетных сигнализаций. Чем же они отличаются от автомобильных охранных систем? Во-первых, они гораздо компактнее, что обусловлено меньшими габаритами двухколесного транспортного средства. Во-вторых, мотоциклетные сигнализации имеют встроенные датчики на удар/наклон/движение, обладающие управляемой с пульта чувствительностью. В-третьих, этот вид сигнализации довольно прост, так как защита мотоцикла – очень сложная задача, для решения которой необходима комбинация механических запоров и электронных устройств. Сигнализация сможет оповестить владельца, не допустит несанкционированного запуска двигателя, но от простейшего по своей сути хищения с помощью погрузки в кузов автомобиля подобное устройство вряд ли спасет. Именно по этой причине для мотоцикла практически обязателен пейджер, способный просигнализировать хозяину о попытке угона, даже если преступник уже вывел из строя сирену. Достаточно часто в литературе приводятся примеры защиты мотоциклов с помощью автосигнализаций. Но далеко не все они хороши, функциональны, надежны и приемлемы по цене (стоимость этих установок была сравнима со стоимостью стандартной автомобильной сигнализации). Но на данный момент есть довольно хорошая разработка, оптимально сочетающая невысокую цену и высокое качество. Это новая сигнализация питерской компании «Magic Systems» MS155. Компактный размер корпуса, вмонтированный сенсорный многоуровневый датчик движения и цифровой интерфейс связи по одному проводу со специальным трехзонным пейджером MS-P, обладающим контролем радиоканала – бесспорные преимущества данного устройства, способного обеспечить надежную электронную защиту часто довольно дорогого мотоцикла. Принцип работы данного типа охранных устройств заключается в следующем. Конечно, обязательна механическая защита, эту функцию выполняет замок на диск переднего тормоза или мощная цепь (впрочем, любую цепь достаточно просто перекусить специальным инструментом). Сигнализация же блокирует двигатель, оснащена датчиком на удар/наклон/движение, пейджером, сиреной и имеет небольшие габариты. Необходимы также контактные датчики, реагирующие на откидывание сидения и на отвинчивание бардачков. Как правило, здесь применяют герконовые датчики от квартирных сигнализаций, так как для крепления стандартных концевиков нужны металлические скобы, часто не помещающиеся в «подкапотном пространстве». Герконы нужно приобретать с нормально-разомкнутой контактной группой (если датчик сработает, контакты замкнутся), но подойдут и обычные, правда, потребуется еще резистор на 20 килоом и по диоду развязки на каждый геркон. Но это желательный вариант. На самом деле все бывает иначе. Если Вам нужна лишь какая-нибудь секретка, чтобы помешать угону, а пейджер и контактные датчики Вас совсем не интересуют, Ваш мотоцикл вряд ли можно защитить от злоумышленников на все 100%. В упрощенной конфигурации установка сигнализации займет около трех часов. В качестве самой сигнализации можно использовать MS150. Это устройство не имеет выхода на пейджер и разъема на корпусе, что можно считать плюсом: для нейтрализации блокировок в случае попытки угона провода нужно будет отрезать, да и подготовленную распаянную заглушку в тех же целях уже не используешь. Еще одно преимущество — наличие пассивного алгоритма блокировки: если сигнализацию обесточить или же удалить все провода от нее, мотоцикл все равно нельзя будет завести. Чтобы еще больше осложнить злоумышленнику задачу, саму сигнализацию можно слегка доработать. Такая простая доработка поможет превратить почти любую охранную систему в комбинацию сигнализации и иммобилайзера. Владельцы мотоциклов знают, что блокирующие функций у многих сигнализаций недостаточно сильны (обычно они имеют одну цепь блокировки, к тому же нередко действующую по активному алгоритму: для того чтобы завести двигатель, нужно всего лишь обесточить систему). Чтобы избежать этого, внутрь блока необходимо вмонтировать небольшое реле с двумя группами. Это реле может пропускать через свои контакты ток в 3 А, оно оснащено встроенной защитой от выбросов напряжения с обмотки, а ток потребления во включенном состоянии лишь 10 миллиампер. Распаяв выводы реле, нужно аккуратно обмотать его изоляционной лентой и приклеить термоклеем в удобное место, в жгуте проводов при этом появится четыре дополнительных провода от переключающих контактов данного устройства. После этого можно разорвать две необходимых цепи, то есть стартер и питание контроллера. Моторы везде идентичны, при всех нюансах, любой современный двигатель имеет стартер и контроллер. Саму сигнализацию монтируем с правой стороны мотоцикла, так как ее можно скрыть за корпусом контроллера (на нем имеется приметная белая наклейка-памятка). Для блокировки стартера примените компактное дополнительное реле от управления ЦЗ в стандартных сигнализациях (оно выдержит ток в 15 ампер, в то время как стартер здесь потребляет немногим больше трех ампер). С левой стороны мотоцикла после снятия бардачка доступ в отсек будет ничем не защищен, но с другой стороны сигнализация закрыта еще модулем контроллера. Это достаточное препятствие, особенно надежное, когда контроллер крепится винтами с нестандартными головками. Сирену можно удачно поместить между крылом и отсеком аккумуляторной батареи. После монтажа ее дополнительно обезопасит корпус фильтра. Даже при небольших габаритах сирена может быть очень громкой. Что касается блокировок, то разрывы в проводах лучше делать не в одном месте, а в разных. В этом случае разбираться преступнику будет гораздо сложнее, что и требуется для надежной защиты транспортного средства. Завершая установку, аккуратно обмотайте все соединения изолентой, восстанавливая заводской жгут проводов и скрывая свое вмешательство. Можно искусственно «состарить» с помощью пыли. Саму сигнализацию нельзя извлечь без демонтажа аккумуляторной батареи. Хомут надежно зафиксирует корпус, это необходимо для правильности работы встроенного датчика удара. Можно применить, например, так называемый адекватный датчик удара, продолжительность работы которого зависит от мощности воздействия, а специфический сигнал сирены при срабатывании такого датчика позволяет легко услышать сигнал. Что еще можно добавить? Светодиод за ненадобностью лучше удалить, не стоит ставить в известность потенциального угонщика, что он должен подготовиться к преступлению очень тщательно. Вход для контактных датчиков, по указанным ранее причинам, также остается без внимания. Блокировка контроллера поможет заглушить двигатель на расстоянии, это тоже дополнительная защита от злоумышленников. Не забывайте, что в этом случае нужно всегда держать пульт отдельно от ключей. После сборки и проверки работоспособности, можно подсчитать примерные расходы. Весь комплекс (сигнализация, сирена, маленькое дополнительное реле и реле для блокировки стартера) встанет Вам приблизительно в 32 доллара. Это приемлемая цена для подобной сигнализации. Монтаж автономной сирены вместо стандартной, пейджера и трех герконовых датчиков (для сиденья и двух бардачков) стоили бы еще долларов 70. Отметим, что данная модель MS имеет фиксированный код. Конечно, это недостаток, так как динамический код взломать с помощью специальных электронных устройств гораздо сложнее. Но наличие постоянного кода для мотоциклетной сигнализации не так страшно, если Вы учтете все описанные выше особенности защиты данного вида транспортных средств от угона. Вероятность обезопасить свой мотоцикл с помощью установки даже такой несложной сигнализации значительно увеличивается. Расходы при этом минимальны. |
Сохранность автомобиля
Новые версии автосигнализаций StarLine В6 и В9
Электронные противоугонные системы
Механические противоугонные системы
Термины, используемые в противоугонных устройствах
Автомобильные иммобилайзеры
Принципы и способы блокировок двигателя
Рекомендации для предотвращения утраты автомобиля
Автосигнализация на мотоцикл